Наша компания
занимается ремонтом и обслуживанием
автокондиционеров, кондиционеров на
сельскохозяйственной технике, грузовых
автомобилях и тд. Поэтому закупает и
расходует фреон R134A в
значительном количестве. О появившихся
на рынке подделках этого фреонамы слышали. Как и ожидалось, с ростом
цен на R134A, количество
этого фальсификата возросло. Вот дошла
очередь и до нас.
Летом 2011 г.
как обычно, купили у знакомого нам
поставщика несколько баллонов с фреоном
R134A (с виду свершенно
одинаковых). Несколько
использовали для заправки автокондиционеров
с помощью заправочной станции TEXA
760R, а один- для заправки кондиционеров
на комбайнах и тракторах в разных районах
Краснодарского края. Использовали из
того злосчастного баллона килограмм
10.
А через
несколько дней, посыпались звонки из
сельских хозяйств, где мы совсем недавно
заправили кондиционеры на сельхозтехнике.
Одни за другими сыпались жалобы, что
кондиционер поработал всего несколько
дней и перестал охлаждать.
Помотавшись по
этим вызовам несколько дней, намотав
более 1000 км., мы выяснили следующее:
а) Кондиционеры
деиствительно практически не давали
холода. Испаритель почти не «потел»,
зато компрессор обмерзал. Давление в
испарителе было несколько выше нормы,
а в конденсаторе — ниже.
б) ТРВ внутри
покрылось каким-то белым налётом.
в) Масло в
компрессоре стало темнее обычного и
приобрело мутноватый оттенок.
Поскольку
кондиционеры были новые, только что
смонтированные (при заправке параметры
системы были в пределах нормы), масло и
чистота системы сомнений не вызывали,
пришли к выводу, что причина в хладагенте,
которым мы пользовались. Промыв систему,
заменив масло, ресивер-осушитель, а
кое-где и ТРВ, заново заправили кондиционеры
фреоном, но из другого баллона. Всё
работает и по сей день. Сами можете
представить, сколько сил и средств было
на это потрачено. А остатки того «фреона»,
чем заправили ранее (около 3-х кг), мы
сохранили и только недавно сделали
анализ с помощью нового оборудования.
Результат оказался вполне ожидаемым —
идентификатор хладоагента категорически
отказался определить содержимое баллона
как R134A.
Как выяснилось
потом, на основании опросов других
«пострадавших», сведений из
интернет-источников, такие «ядерные»
смеси под видом фреона R134A,
кроме того, что плохо «холодят»обладают ещё многими «убийственными»
способностями:
Такой
«хладагент» смешивается с компрессорным
маслом плохо (если смешивается вообще).
Значит рано или поздно наступает
расслаивание масла и «хладагента» в
конденсаторе и испарителе, нарушается возврат
масла в компрессор, а следовательно и
масляное голодание компрессора. Что
впоследствие приведёт к его поломке.
Кроме этого, похоже, происходит довольно
быстрое разложение синтетического
компрессорного масла. Это тоже для
компрессора смертельно.Кроме того
продуктами разложения могут забиться
фильтр-ресивер и ТРВ.
«Хладагент»
довольно едкий, разрушает уплотнительные
резиновые кольца, сальник компрессора,
возможно и металл. ТРВ в в системах,
заправленных подобной неизвестной
смесью были покрыты внутри белым налётом
и требовали замены.
Судя по всему,
довольно ядовитый! Во всяком случае,
при вдыхании даже небольших количеств
его паров головокружение обеспечено.
И это как минимум (мы сами ощутили)!
Поскольку
смесь состоиз из нескольких газов,
среди которых могут быть R22,
R40, R600 и другие неизвестные вещества,
даже при небольшой утечке изменится
давление в конденсаторе и испарителе
кондиционера, нарушатся термодинамические
свойства. К чему это может привести,
неизвестно. Возможное повышение давления
может вывести из строя датчики, ТРВ и
другие элементы системы. Кроме того,
R600 взрывоопасен!
Думаю, это
неполный перечень проблем, к которым
пожет привести использование поддельного
R134A. Заправив такое в
кондиционер, вы обеспечите его
гарантированное умирание и возможное
неприятное общение с клиентом. Но и это
ещё не всё! Обладатели дорогостоящих
автоматических станций для обслуживания
автокондиционеров могут погубить своё
оборудование, если такой хладагент
попадёт в станцию. Всё это выльется в
дорогостоящий ремонт и ощутимые
финансовые потери из-за простоя сломанного
оборудования во время сезона. У одного
моего знакомого вышел из строя датчик
давления на станции TEXA 650. По
его словам пришлось заказывать датчик
в Италии за довольно круглую сумму. У
других коллег новая TEXA 720R
перестала заправлять фреон после
нескольких дней эксплуатации. Виной
всему были разбухшие резиновые
внутренности соленоидного клапана. А
разбухли они после того, как в заправочную
станцию попал такой вот «непонятный»
хладагент. А сколько они успели заправить
этой смесью кондиционеров...? У нас тоже
работает TEXA 760Rза 4500
евро... Поэтому вопрос о качественном
хладоагенте стоит остро.
Можно конечно несколько обезопасить себя, покупая например недешёвый R134A фирмы DuPont у проверенных поставщиков. Но как защитить своё оборудование, когда приехал на обслуживание автомобиль, неизвестно, где и кем обслуживался до вас. Кто может дать гарантию, что «дядя Вася в гараже» или знакомый холодильщик не залили в систему вот такую «бурду». Причём не из злого умысла, а от незнания. Ведь написано на баллоне R134A, цвет баллона — светло-голубой. А по соотношению давление-температура, индивидуальное для каждого хладагента, тоже всё соответствует (нарушение соотношения становится заметным потом, когда вы отобрали из баллона не менее 80% по газу — давление окажется несколько ниже, чем у чистого R134A при такой же температуре). В общем по таре и давлению в таре, при самой заправке, отличить фальсифицированный R134A от чистого хладагента представляется маловозможным.
И ваша станция
спокойно эвакуирует этот «яд», смешает
его в своём общем баллоне с нормальным
фреоном, вскоре начнёт «глючить» сама
и «заражать» этим «фреоном» кондиционеры
в автомобилях ваших клиентов.
Вот только некоторые проблемы, которые могут возникнуть, если вы столкнётесь с фальсифицированным хладагентом. Фальсификация может быть не только R134A , но и R12 -он ещё более дорог и фальсифицируют его намного чаще других хладагентов. А вот как существенно уменьшить риск попасться на фальсификат, а то и вовсе устранить его, будет написано в другой статье.